20.04.2021
ДЕФЕКТОЛОГИЯ -
наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими или
(и) физическими недостатками,
о закономерностях их воспитания,
образования и обучения.
ДЕФЕКТОЛОГ –
специалист, занимающийся развитием,
обучением и воспитанием «особенных» детей
(детей с физическими и психическими нарушениями).
Мы говорим о таких отличиях ребенка,
как задержка речевого развития,
задержка психомоторного развития,
умственная отсталость,
аутизм, эпилепсия, ДЦП и т.д.
«Особым» детям требуется повышенное внимание родителей,
а специалистам, с ними работающими,
- определенная квалификация.
Этим детям необходим комплексный подход к воспитанию,
коррекции поведения,
обучению. Именно поэтому работа дефектолога тесно связана с областями работы других специалистов:
психологией, медициной,
педагогикой и др.
Направления работы дефектолога:
Помощь при неравномерном развитии ВПФ.
(Например, память хорошая,
а речь отстаёт в развитии;
мышление хорошее,
а внимание слабое.)
Проблемы развития при ряде заболеваний:
ПЭП, ММД, ЗРР, ЗПР,
РДА, СДВГ (речевые нарушения,
недостаточное внимание,
память, неусидчивость, сложности в обучении и т.д.).
Проблемы школьной успеваемости по причине нарушенного развития в дошкольном возрасте.
Помощь детям при нарушениях умственного и физического развития.
Целью работы дефектолога является адаптация ребёнка в социальной,
учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
ДЕПРИВАЦИЯ -
термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине,
в русский язык пришел из английского
(deprivation) и означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей»
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА -
комплекс упражнений направленных на формирование речевого дыхания
(ритмичность, плавность,
сила и продолжительность выдоха).
ЗПР -
задержка психического развития,
нарушение нормального темпа психического развития ребенка.
ЗПР Может быть вызвана различными причинами:
дефектами конституции ребенка,
соматическими заболеваниями,
органическими поражениями ЦНС.
У детей с ЗПР наблюдается сниженная работоспособность,
психомоторная расторможенность,
возбудимость. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедленным темпом переработки информации.
Внимание неустойчивое,
память ограничена в объеме и непрочна.
ЛОГОПЕДИЯ -
наука, изучающая людей с речевыми нарушениями и разрабатывающая методы коррекционно-педагогической работы с ними.
ЛОГОПЕД -
это специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия,
занимающийся устранением недостатков звукопроизношения,
развитием лексико-грамматического строя,
а также связной речи у детей и взрослых.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ -
активный метод механического воздействия,
который изменяет состояние мышц,
нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.
Логопедический массаж представляет одну из логопедических техник,
способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц,
страдающих речевыми нарушениями.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
(артикуляционная гимнастика) -
комплекс специальных упражнений направленных на предотвращение неправильной постановки звуков речи
(начиная с раннего возраста детей в профилактических целях),
а так же для коррекции уже имеющихся речевых нарушений различной этиологии,
патогенеза , симптоматики и выработке артикуляционных укладов различных групп звуков (свистящие,
шипящие и др.)
ММД -
минимальная мозговая дисфункция,
нарушение функции ЦНС вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга.
Возникает главным образом в результате кислородного голодания плода во внутриутробном периоде
(гипоксия) и в процессе родов
(асфиксия), а также в результате родовой травмы.
Этот диагноз может быть записан и как МЦД (минимальная церебральная дисфункция).
Наиболее частое проявление ММД
- это гипердинамический синдром
(синдром двигательной расторможенности).
ОЛИГОФРЕНИЯ -
врожденное или приобретенное до трех лет слабоумие в результате органических повреждений головного мозга.
При таком нарушении развития страдают не только интеллект,
но и эмоции,
воля, поведение, физическое развитие.
Люди с диагнозом олигофрения составляют в настоящее время
1-3 % всего населения. Олигофрения
- не прогредиентный (то есть не прогрессирующий)
процесс, а следствие перенесенной болезни.
Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.
Иногда олигофрен определяется как «...
индивид, неспособный к независимой социальной адаптации»
ПCИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ -
это психическое состояние,
возникшее в результате таких жизненных ситуаций,
где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере в течение длительного времени.
Психические потребности ребенка наилучшим образом удовлетворяются,
несомненно, его ежедневным общением с окружающей средой.
Если по какой -либо причине ребенку препятствуют в подобном контакте,
если он изолирован от стимулирующей среды,
то он неизбежно страдает от недостатка стимулов.
Эта изоляция может носить разную степень.
При полной изоляции от человеческой среды в течение длительного периода можно предполагать,
что основные психические потребности,
которые с самого начала не удовлетворялись,
развиваться не будут.
Одним фактором при возникновении психической депривации является недостаточное поступление стимулов
- социальных, чувствительных,
сенсорных. Предполагается,
что другим фактором при возникновении психической депривации является прекращение связи уже создавшейся между ребенком и его социальной средой.
развития.
Дефектолог поможет компенсировать недостатки в развитии ребенка.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА -
комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук.
Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой,
быстрее учатся писать,
лучше говорят, обладают хорошей памятью,
развивают координацию движений,
силу и ловкость рук,
скорее успокаиваются после стрессов.
ПЭП -
перинатальная энцефалопатия,
поражение нервной системы,
ведущее значение в возникновении которой играет гипоксия
(кислородное голодание)
плода. Одним из самых грозных осложнений ПЭП является детский церебральный паралич
(ДЦП).
СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ (от лат.
sensus - чувство, ощущение)
- возрастные интервалы индивидуального развития,
при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.
В развитии психических функций подобные сензитивные периоды также играют очень важную роль.
В частности, дети,
достигнув пятилетнего возраста,
становятся наиболее чувствительными к восприятию фонематических конструкций,
в других же возрастах данная способность существенно ниже.
Учет сензитивных периодов необходим прежде всего для правильной организации учебных мероприятий.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ и ВОСПРИЯТИЕ -
способность человека к анализу и синтезу речевых звуков,
т.е. слух, обеспечивающий понимание и различение между собой звуков данного языка.