20.04.2021
Общеизвестно,
что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут
привести к плохой успеваемости в школе.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки
([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими,
долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные
переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная
гимнастика.
Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки органов
артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного
звукопроизношения.
Причины,
по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями
по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто
и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть
свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы
будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым
звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо
помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на
начальном этапе.
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым -
научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Как
правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью
весёлых историй о Язычке. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3
раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, используя карточки не менее 5-6
раз, которые помогут быстрее освоить все упражнения, к тому же по ним можно
заниматься, не имея под рукой дополнительных книг.
Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и
речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.
Упражнения на повторение помогут отработать определённые положения органов артикуляции,
необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности именно
у вашего малыша.
Рекомендации к проведению упражнений:
- Сначала
упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку
необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится,
зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы.
Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху
или внизу)?
- Затем
темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом
следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе
занятия не имеют смысла.
- Лучше
заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в
зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
- Занимаясь
с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные
движения.
- К детям
4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и
плавными, без подёргиваний.
- В
6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют
удерживать положение языка некоторое время без изменений.
- Если во
время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в
сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже
короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся
помощь врача-логопеда и специальный массаж.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и
грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных
показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
Желаю успехов!